?

Log in

No account? Create an account
Думаю про астраханскую историю - скорый поезд Гдов - Санкт-Петербург

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

March 24th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
11:28 pm - Думаю про астраханскую историю
Этот пост я пишу по следам событий в Павловском ДДИ 4 и астраханской истории.
Я работаю в социальных учреждениях с 2006 года. Два года я работала как волонтёр, сначала в одном детском доме для умственно отсталых детей, потом в другом. Сейчас я работаю в психоневрологическом интернате. Я никогда не была сотрудником соц.системы, работала и работаю от благотворительной организации. По образованию я коррекционный педагог, закончила РГПУ имени Герцена. Почему я так подробно об этом пишу? Не знаю… Может быть, потому, что сочетание моего образования и опыта даёт некую странную смесь, особый взгляд на вещи. Сочетание? Лучше сказать – контраст.
Вообще-то я не очень люблю думать и писать о плохом. Мне как-то всегда казалось, что это – не мой путь. Я старалась писать о чудесах и открытиях. Их в нашей работе много, так много, что часто они перевешивают плохое.
А иногда плохое перевешивает.
За несколько лет работы я видела много всего. Сейчас мне не хочется слова «ужас». Об ужасах уже писали, и вряд ли я что-то добавлю. Мне приходит в голову другое слово: позор.
Мой факультет, факультет коррекционной педагогики – старейший в стране. Я не жалею о том, что его окончила, я очень благодарна многим педагогам, но всё равно скажу:
Позор, что на факультете, девиз которого «с любовью к детям, с верой в будущее», некоторые преподаватели до сих пор употребляют слова «необучаемый», «овощ», «растение». Позор, что студентам – старшекурсникам на лекциях говорят, что аутизм – это шизофрения.
Я училась на кафедре сурдопедагогики (она готовит учителей для глухих и слабослышащих). Нам рассказывали о замечательных достижениях современной сурдопедагогики: о раннем вмешательстве, кохлеарной имплантации, обучении глухих устной речи… Я знаю глухих и слабослышащих детей и взрослых, которые живут в детском доме для умственно отсталых или психоневрологическом интернате. У них сохранный интеллект. Я не знаю, как они попали в учреждения соц.защиты. Эти люди не владеют устной речью, не знают жестового языка, потому что они с детства были оторваны от сообщества глухих.
Про такое нам тоже рассказывали. На истории сурдопедагогики. Таким было положение глухих до XVI века. В XVI веке их уже учили говорить…
Параллельное существование нашей кафедры и таких неслышащих людей – это позор.

Позор, что на ситуацию в Павловском детском доме обратили внимание только тогда, когда речь зашла о том, что детей морят голодом. Этот случай ярко показал, что у общественности взгляд на потребности детей с тяжелыми нарушениями совпадает со взглядом санитарок, которые работают в том же детском доме. «Чего плачешь? Поел, попил, что тебе ещё надо?» А ведь для ребёнка (любого!) потребность в игре, общении, новых впечатлениях жизненно важна. Почти так же важна, как воздух и пища. «Особые» дети в этом отношении отличаются от обычных только тем, что им внимания, игры, яркости жизни нужно больше. Ребёнок с тяжелыми нарушениями, живущий без игрушек, без внимания, без прогулок, страдает от этого так же, как обычный ребёнок. Извините, что я это говорю, просто я не уверена, что все об этом знают.

Не знаю, чего я хочу добиться своим постом. Может быть, я хочу обратить внимание людей не на ужас, а на что-то другое, тоже страшное. Может быть, боюсь, что на фоне ужаса потеряются вещи, о которых важно помнить… Не знаю. Чувствую себя со всем этим очень беспомощно.

(куплено вагонов: 37 | купить вагон секундных стрелок)

Comments:


[User Picture]
From:hnah
Date:March 24th, 2011 08:35 pm (UTC)
(Link)
спасибо
[User Picture]
From:alisa_happy
Date:March 24th, 2011 08:36 pm (UTC)
(Link)
Маша, правильные вещи говорите... если людям "компетентно" долбят про "необучаемые" и "овощ", то они потом реально в это верят.
Что делать-то с этим? :(
[User Picture]
From:anaris
Date:March 25th, 2011 08:57 am (UTC)
(Link)
Не знаю. Как сказала salamandrina ниже - приходить и рассказывать студентам.
[User Picture]
From:hnah
Date:March 24th, 2011 08:42 pm (UTC)
(Link)
я соскучилась по тебе
[User Picture]
From:anaris
Date:March 25th, 2011 08:57 am (UTC)
(Link)
Я тоже.
[User Picture]
From:freken_bok
Date:March 24th, 2011 08:43 pm (UTC)
(Link)
Ох(( Общественный взгляд на потребности "не таких" взрослых еще хуже - спасибо, что Вы об этом пишете!
[User Picture]
From:anaris
Date:March 25th, 2011 08:57 am (UTC)
(Link)
Да, про взрослых - правда. Ещё хуже.
[User Picture]
From:ezik_ez
Date:March 24th, 2011 09:04 pm (UTC)
(Link)
Машка, ты там чего? Чего, а?......((( Я хоть материться умею и люблю, а то... уволиться периодически хочу. Надоело уже, меня уже ваще не удивишь, слушаю истории реальные, как взрослые воруют, и уже даже не возмущаюсь(
__________________________
Маш, а я все-таки сходила на мастер-класс по мыло варению! Так что скоро кусок мыло авторский тебе задорю) Машка, ты с коллегами делаешь очень хорошее дело, работаешь любимую работу, Машка, ты ж знаешь, что чудеса есть, и чаще они случаются после кропотливого труда, угу...... Хрен с ними, санитарки - люди неграмотные, а вот директора... И с ними хрен! ......
__________________________
Машка, ну ты чаво? а?.......
Давай кофе пить!
[User Picture]
From:anaris
Date:March 25th, 2011 08:59 am (UTC)
(Link)
Надя, спасибо за твой пост.
И мыло - это хорошо:)
Я что-то сейчас сижу-болею...
Сама бы сходила на мастер-класс по мыловарению.
Чаще всего я так и думаю: хрен с ними со всеми.
[User Picture]
From:l_silvia
Date:March 24th, 2011 09:21 pm (UTC)
(Link)
Машь, захотелось показать вот такое письмо:

"Хотел бы разок высказаться про "господ никотиновых".
Думаю, что они - лишь проекция отношения государства к человеку. Сам дух откровенно бесчеловечного государства порождает их, плодит, культивирует, даёт площадки в СМИ, охотно делает чиновниками.
Думаю, нападение на пожилую уважаемую Людмилу Алексееву, стрельба Евсюкова, вскрытие вен интернятами из Ижевска и атака на особых детей - явления одного порядка.
Что делать?
Думаю - ничего нового: сопротивление ненасилием. Это значит - делать свои добрые дела, умножая их, привлекая к ним всё новых добрых людей. Если у вас на руках дети - не надо вести войну. Её вообще не надо вести. Никакую, ибо дети на руках у всех.
Кроме государства.

Понятия "Отечество" и "Родина-Мать" временно отдыхают. Это государство не только бесчеловечно, оно – бездетно.
"Никотиновские" выстрелы в спину нам и нашим детям - холостые. В них только заряд скунса - чтобы зажали носы и разбежались. Но разбегаться нельзя - есть другие заботы, от них не оторвёшься. Дурно?
Проветрить душу до новой атаки, и ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОМ. Не оборачиваясь на свист, камни, или выстрелы. Не размениваясь на трёп. Прикрыв детей собой от всего этого.
Больше ничего.

Благодарю за внимание. Макс, спасибо вам всем.

Юрий Устинов."
[User Picture]
From:vekpsypro
Date:March 25th, 2011 02:48 am (UTC)
(Link)
Думаю, что Юрий прав. "Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи". Помогай тем, кому и когда можешь чем можешь. За всех борись только, если борьба не отвлекает тебя от тех, кому сам помогаешь, или если ты по природе своей не пчела-медоносица, а пчела-солдат.

Edited at 2011-03-25 02:49 am (UTC)
[User Picture]
From:albert_alef
Date:March 24th, 2011 09:34 pm (UTC)
(Link)
Маша, ты главное не сдавайся.
Держи линию фронта.

и ОФТОПИК накидай мне если не трудно ссылок на современный подход к использованию технических средств реабилитации. Для диссера надо.

И ещё вопрос: нарушение в восприятии письменной речи у глухих с детства, это всегда так? или просто я дебильно анкету составил?
[User Picture]
From:anaris
Date:March 25th, 2011 09:00 am (UTC)
(Link)
Технических средств для реабилитации глухих?


Ну да, у глухих часто бывают нарушения восприятия письменной речи.
Нам про это много всего рассказывали.
[User Picture]
From:gerro
Date:March 24th, 2011 10:27 pm (UTC)
(Link)
очень хочется, чтобы так не было, и чтобы этой беспомощности не было.

спасибо Вам за пост.

мне верится, что об этом очень-очень нужно говорить, создавать ту критическую массу знания, при которой эта система уже не сможет опираться на закрытость и существование вне фокуса внимания людей..

я вот думаю, может быть, в наш "Ежедневный активизм" (http://ru365act.wordpress.com) можно написать какой-то призыв для людей, которым не все равно? Потому что реально же многим не все равно, и реально многие не знают, что на самом деле происходит за закрытыми дверями.. Мы стараемся писать туда не только про ужас, но и про то, что этому ужасу можно (бы) противопоставить, или про то, что этому ужасу уже где-то противопоставляется, или про то, как это выглядит там, где ужаса давно уже нет, или про то, какой шажок можно было бы сделать для того, чтобы уменьшить ужас хоть немного. Это может быть шажок "распространи информацию".

Вот мне кажется, что Ваш предпоследний абзац про это - про знание, которое может противостоять ужасу, основывающемуся на незнании. Можно ли про это написать, его позаимствовав? Можно ли добавить еще какую-то важную информацию про то, что можно противопоставить?

(для примера, вот посты llynden из "Ежедневного активизма":
про помощь детям-отказникам http://ru365act.wordpress.com/2011/01/27/27/
и про восстановительное правосудие http://ru365act.wordpress.com/2011/01/05/5/)

это, конечно, капля в море, но каплей больше - все хлеб, хотелось бы верить.

спасибо Вам.
[User Picture]
From:anaris
Date:March 25th, 2011 09:06 am (UTC)
(Link)
Спасибо Вам.
Я согласна насчёт критической массы знания. Нужно говорить, писать и распространять информацию. Что касается предпоследнего абзаца - когда-то я написала об этом довольо длинный текст, потом он вошел в книжки. В этом тексте я попыталась сказать то, то думаю про "необучаемость" и "неконтактность". Вот он: http://anaris.livejournal.com/432552.html#cutid1
Конечно, нужно писать ещё, потому что с 2009 года моё восприятие несколько поменялось.
Взять бы себя в руки и начать писать.
[User Picture]
From:anna_egorova
Date:March 25th, 2011 02:22 am (UTC)
(Link)
Ну уж если на факультетах специализированных такому учат.... то ваще слов нет :(((
Спасибо тебе за этот пост
[User Picture]
From:anaris
Date:March 25th, 2011 08:49 am (UTC)
(Link)
Не все, конечно, учат. Но это есть.
[User Picture]
From:vekpsypro
Date:March 25th, 2011 02:35 am (UTC)
(Link)
Не помню названия, но, м.б., подскажут, фильма украинского, о девочке, которая росла в собачьей будке с собакой, выла на луну, ловила кошек, каталась в пыли и снегу - мылась, пока её в интернат не забрали лет то ли в 7, то ли около. Там её разговорили, она неплохо для почти Маугли развивалась, подрастая, начала помогать в уходе за малышами, шила ... но, беда такая, выросла, а взрослых в интернате для детей - ни-ни, и несмотря на борьбу интерната за неё - перевели-таки во взрослый для психохроников. И за пару лет сталa снова особачиваться. Жуткие кадры - её катание в снегу и вой на луну ночной - как по человечеству.

В своё время в и-те Лесгафта придумали готовить тренеров для лечебной и спортивной работы с людьми с огр.возм.. Участвовал в разработке программы, начал по совместительству читать лекции и столкнулся с тем, как по-скотски кафедра и студенты в этой группе относились к человеку с ДЦП, который, выйдя в 16 из приснопамятного 1-го интерната у Смольного совершенно неграмотным, сам выучился, закончил 10 классов, начал работать, помогая инвалидам, и, прослышав о такой кафедре, пришёл учиться. Он меня ждал после лекции, мы проходили по городу несколько часов за разговорами. Всё он понимал, включая и то, как трудно ему будет проползти по минному полю математик, физик, химий и проч., но - ХОТЕЛ! Однако отношение к нему преподавателей кафедры было таким, что участвовать в этом просто не было никаких сил и после ещё пары лекций сказал, что больше не работаю. Так что Ваши слова о кафедре ой как понимаю. У меня такое впечатление, что из преподавателей всех учебных заведений России сегодня по-хорошему можно было бы укомплектовать преподавательский состав одного, максимум - двух приличных университетов. И это - БЕДА, которой пока конца не видно.

Чего, спрашивается, квохчу? А зацепили ...

Edited at 2011-03-25 02:42 am (UTC)
[User Picture]
From:anaris
Date:March 25th, 2011 08:54 am (UTC)
(Link)
Когда я писала этот пост, мне приходило в голову сравнение с детьми-Маугли. Потому что иногда по новостям нам показывают жуткие истории о детях, которых злые взрослые много лет держали в запертой комнате (сарае, будке и т.д.), потом ребёнка чудом обнаружили, изъяли... Мы всё это смотрим с ужасом. А дети с тяжелыми нарушениями, живущие в интернатах, очень часто именно так и растут: в закрытой комнате без игрушек, в полной депривации.
На нашем факультете работает много достойных людей. Есть такие, которые устраивают для студентов встречи с сотрудниками благотворительных организаций, рассказывают про новые книги и методики. Я, правда, многим педагогам очень благодарна. Но другое тоже есть.
[User Picture]
From:salamandrina_
Date:March 25th, 2011 07:45 am (UTC)
(Link)
Спасибо.
Про "овощей" ужасно.
И вообще мне кажется, что волонтеры и сотрудники благотворительных организаций должны приходить на факультеты типа того, где ты училась, и рассказывать о своем опыте.
[User Picture]
From:anaris
Date:March 25th, 2011 08:49 am (UTC)
(Link)
Да. Мы пару раз приходили, рассказывали. Мне хочется рассказывать больше.
Может быть, я что-то для этого сделаю.
[User Picture]
From:buksha
Date:March 25th, 2011 07:57 am (UTC)
(Link)
ага. ((
[User Picture]
From:anaris
Date:March 25th, 2011 08:48 am (UTC)
(Link)
Да уж, мало хорошего...
[User Picture]
From:olitvak
Date:March 25th, 2011 12:50 pm (UTC)
(Link)
Когда у меня родился сын с синдромом Дауна, я довольно долго думала, что мне надо получить дефектологическое образование. Спасло меня от него то, что это было бы 3-е высшее и бесплатно никто не мог позволить, а платить было нечем. Так что все это мне заменил Выготский, который так давно, в общем, сказал главное - что не нужно никакой специальной педагогики. За всю мою жизнь, если встречался педагог, нюхнувший дефектологии, все - он был для моего ребенка бесполезен. Потому что для него это был не "он", тем более "ты", а "они". "Они" - всегда ложь, даже если "они такие добрые". Сперва - человек, а УО - даже не потом, вообще никогда, потому что это тупик... Извините, кажется, я это уже писала Вам. Очень хороший пост. Вспомнила еще: мама девочки с ДЦП из инклюзивной школы, рассказывает, как "Перспектива" (моск.) приходила в школу урок доброты проводить, и то и дело звучало слово "инвалиды". Даже это ей воспринималось как отсутствие такта, потому что дома они не говорили так о дочери. Детям в ее классе объясняли, что она не такая, вместо того, чтобы наоборот, потому что мы все "не такие".
[User Picture]
From:anaris
Date:March 27th, 2011 05:57 pm (UTC)
(Link)
Да, со всем этим пока очень трудно.
И в дефектологическом образовании перемены происходят очень медленно. Но всё-таки они происходят. Я недавно была на презентации программы, которую написали люди с нашего факультета, с кафедры логопедии. Программа обучения детей "с умеренной и тяжелой у.о".
От этой презентации странное осталось впечатление. Как будто этим людям только совсем недавно пришла в голову идея о том, что таких детей нужно учить.
Но это всё равно прогресс.
[User Picture]
From:krupiza
Date:March 26th, 2011 10:34 pm (UTC)
(Link)
Мне за вас, Маша, очень грустно.
Вы - удивительный человек. Я недавно про Вас узнала и по-настоящему обрадовалась. Вы как проводник, как маячок. Вы крепитесь, пожалуйста, потому что если не Вы, то кто? Вокруг и внутри так много равнодушия. Так было всегда и будет всегда. Но Вы не представляете, как важно встретить исключение, и как это много! Ведь я, признаться, до прочтения ваших "Писем с Онеги" не думала, что рядом с этими несчастными детьми и взрослыми вообще могут оказаться чуткие люди, и они оказываются рядом. Это вселяет надежду.
[User Picture]
From:krupiza
Date:March 26th, 2011 10:38 pm (UTC)
(Link)
и догадку, что я как-то причастна и могу тоже кому-нибудь помочь.

> Go to Top
LiveJournal.com